Куряк

Шпалера под шатровую ф-ку

Куряк.

Доступнее «минералки», но……!

Таким, несколько необычным словом

в здешних сёлах называют куриный, да и всякий

птичий помёт и все «продукты» его доработки.

Невольно напрашивается вопрос сравнения этого удобрения с разной степени отдалёнными его аналогами: зарубежным «компостным чаем», дачно – огородным продуктом из бочек с «душком» и  ставшим доступным для потребителей, – другим перспективным продуктом.

Исходная разница, прежде всего в двух основополагающих факторах: концентрации потенциально полезных веществ в исходном сырье и в микрофлоре исходного сырья. Конечно, в птичьем помёте, в силу того, что птица потребляет преимущественно зерно – своеобразный растительный концентрат и что существенная его часть выходит в помёт вообще не переваренной, – то исходное количество потенциально полезных питательных веществ в птичьем помёте, в расчёте на единицу его  веса и объёма, несомненно выше, чем  сырье для компостных чаёв и сырьё для гумиреактора.

Второй фактор – микрофлора.  В куряках  имеется  абсолютно стихийный состав, причём не растительной, тем более – не почвенной полезной растениям  флоры, а животной, птичьей, в частности.

Микрофлора там самая разнообразная, от нейтральной для человека до порождающей выразительное зловоние в окружающем воздухе и до болезнетворных микроорганизмов, весьма  опасных и для человека: сальмонеллы, орнитоза, птичьего гриппа и прочих. Огромный набор яиц глистов – гельминтов. Эта составляющая инфекционного начала обладает удивительной живучестью: до 10 лет под жгучим солнцем и морозами. Легко поднимается в виде мельчайшей пыли в воздух, попадая при этом куда попало, в том числе и  в человека с вдыхаемым воздухом и любыми плодами-ягодами, употребляемыми человеком.

Есть смысл   остановиться  на  наиболее распространённом и обязательном микробиологическом компоненте птичьих помётов – сальмонелле.

О ней мы вспоминаем только после сообщений в прессе об  очередном массовом заражении людей сальмонеллой, когда весь состав гостей свадьбы или другого торжества оказывается в реанимационном и инфекционном отделениях местной больницы. Случаи индивидуальных и мелкогрупповых заболеваний сальмонеллёзом обычно остаются только личной  проблемой и только этих людей, а потому их и не афишируют, как бытовых неудачников –  ну не повезло человеку!.

Конечно же, свежие овощи для салатов во всех случаях обязательно мылись, а яйца куриные – варились или жарились. Но, тем не менее, случаи заражения сальмонеллой так и остаются наиболее частыми и настолько привычными, что в обиходе их стали всё чаще называть «отравлением сальмонеллой» – настолько быстро нарастают  тяжёлые последствия у людей, каким – то путём заполучившими инфекционное начало сальмонеллы. Нетрудно догадаться, что инфекция трудноискоренима даже там, где её распространению не только не способствуют, а всячески стараются искоренить или избежать.

Именно по причине обилия в навозах и помётах такой, поражающей и  людей , разных видов и степени тяжести – инфекции, многочисленные технологии переработки помётов и навозов для использования в качестве удобрения для сельхозкультур, обязательно предусматривают ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ всего этого сырья для последующей переработки и безопасного использования. И это совершенно понятно и логично.

Тем не менее, в приусадебном, дачном использовании навозов и помётов ни о какой стерилизации нет и речи.  Хорошо, если свежий навоз-помёт «перегорит» под воздействием термофильных бактерий, способных в толще кучи навоза поднять температуру до 70 градусов тепла.

 Да, наиболее горячая зона навозного бурта при этом несколько простерилизуется, хоть и потеряет при этом половину подкормочной ценности. А вот основная масса бурта, ближе к краям, останется в первозданном состоянии, со всем его  микро – населением.

Но в дачно-огородном использовании такого вида удобрений  и все возникающие после этого проблемы – это личное дело каждого. Совсем другое дело, когда птичий помёт птицефабрик начали во всё возрастающих масштабах использовать аграрные хозяйства. Понять их нетрудно. Минеральные удобрения  подорожали выше всякого здравого смысла.

 Ну а кто должен понять потребителей пищевой продукции, выращенной на этих зловонных, хоть и перебродивших и профильтрованных  «продуктах переработки» птичьего помёта?  Куда бы ни шло, если бы они использовались только для полива почвы под деревьями или ими поливались поля кормовых культур, зерновых культур, чей урожай по пути к человеку основательно моется, стерилизуется или очищается в процессе переработки. В крупы, муку и прочее.

Но нет ! Эти «осветлённые», но с полным первозданным комплектом инфекционного, паразитарного начала и яиц гельминтов, подкормочные жидкости, используются в дождевании овощей и  ягодников и во внекорневых подкормках, обильно снабжая плоды-ягоды земляники, малины, ежевики, салаты да капусты для овощных салатов, которые   очень сложно отмыть качественно, – обеспечивают  всем комплектом инфекции. Конечно, потребитель  таких ягод и овощей, богато  «доукомплектованных» инфекцией, никакой информации об этом не получает. Узнает, догадается, когда будет разбираться со своими, вдруг возникшими, проблемами со здоровьем.

Вот в таком варианте применения продуктов куряка и прочих навозов  – уже возникает вопрос этической и даже уголовной ответственности за умышленное нанесение ущерба здоровью двух и более лиц.

А заодно следует высказать и  мнение об официальном, и без нужной детализации,  признании органической продукцию, выращенной на навозах да помётах. Я уже не говорю, сколько остатков лекарств и антибиотиков да стимуляторов для животных и птицы  –  попадает в отходы птицефабрик и животноводческих ферм!!  Экологическая безупречность их с такими «довесками» явно  сомнительна. Для потребителей, – беды от ядохимикатов и химикатов в удобрениях  заменяются на проблемы с болезнетворными инфекциями, остатками антибиотиков  и т.п. – только и всего! Вот и размышляй, какой хрен, какой редьки слаще!

Тем не менее, выход из такой ситуации есть. И травянистое сырьё и все виды навозов и помётов, пропущенные через высокосложную биологическую переработку по технологии ГУМИРЕАКТОР, не только теряют всё зловоние, но и  абсолютная часть  животной микробиоты навозов употребляется в пищу, а проще говоря – перерабатывается, мощным и всесторонне способным комплексом микробиоты гумиреактора. Продуктами переработки на выходе являются не  непонятные смеси всего и вся, что  получилось стихийно в результате анаэробного брожения и гниения навозов. Из гумиреактора выходит  «раствор», многосложный состав из гуматов; питательных веществ и полезной микробиоты, полезных для растений продуктов жизнедеятельности этой микробиоты, максимально близкий по составу и свойствам к привычному растениям, оптимальному почвенному питательному раствору. Без запаха или с лёгким и приятным запахом здоровой почвы или травы. Самодостаточный состав, способный полностью обеспечить и оптимальное питание растений и биологическую защиту их от абсолютного большинства болезней и вредителей.

Но, поскольку не удалось пока  найти результатов исследований таких многосложных составов, а их анализы  и длительны и дороги и неизвестно кем могут быть выполнены, то пока нет уверенности в полноте освобождения продуктов гумиреактора от болезнетворных компонентов и яиц гельминтов.  Поэтому  высокоценные в деле почвенных подкормок, продукты переработки навозов в гумиреакторе, пока рекомендуются только  для капельного полива культур, чей урожай не применяется людьми  без предварительного мытья или теплового обеззараживания.

А вот продукты переработки различного растительного сырья в гумиреакторе  – полностью свободны  от инфекционного начала и потому могут быть использованы и для корневого питания любых культур и для внекорневого питания, всегда совмещающего в себе и  комплексную биологическую защиту одновременно. Причём  для всех культур и сроков применения безо всяких ограничений.

Поскольку продукт гумиреактора полнокомпонентен, самодостаточен и  способен обеспечивать все потребности  растений  и во все сроки их произрастания – то такой продукт является полноценной основой получения безупречного по качеству и всем контрольным допускам – органического продукта питания любых культур.

Как говорится, только всего и разницы с перебродившим куряком!

Бураков Иван Иванович – учёный агроном.

На страницу:Гумиреактор.

На страницу: Все статьи сайта.

На Главную страницу.